Русская Православная Церковь
Московская городская Епархия
Menu
Храм Преподобного Алексиа человека Божия

Святыни

Главный придел нашего храма
освящён в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

Целительница душ: 6 ноября храм в Калитниках отмечает престольный праздник

Однажды мне довелось присутствовать при разговоре двух моих знакомых. Одна из них, работавшая на подворье Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, сообщила, что собирается завтра на празднование дня иконы Всех Скорбящих Радость. Другая, не часто бывающая в церкви, спросила: почему образ так называется, как это понимать? «Если у тебя печаль или горе, помолись перед иконой, и к тебе придет утешение. Это радость, надежда для тех, кто скорбит», – ответила первая знакомая. Помню, как стало светло от ее слов.

Сегодня, 6 ноября (по старому стилю – 24 октября), – праздник иконы Всех Скорбящих Радость. Считается, что именно в этот день в конце XVII века произошло первое чудо. Евфимия, сестра патриарха Московского Иоакима, страдала от незаживающей язвы в боку. Однажды, когда ее состояние ухудшилось, она стала особо отчаянно молиться Пресвятой Богородице. И вдруг услышала голос: «Евфимия, отчего в скорби своей не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?».  Затем голос велел больной идти в храм Преображения Господня на Большую Ордынку и попросить священника отслужить молебен с водосвятием перед образом Богоматери, известным под названием Всех Скорбящих Радость. По другой версии, Евфимия была до такой степени немощна, что не могла самостоятельно добраться до церкви. Поэтому она послала за батюшкой, тот пришел с иконой и отслужил молебен у нее дома. Сразу же после этого сестра патриарха исцелилась.

Есть два варианта написания иконы Всех Скорбящих Радость: Московский, на котором Богородица держит на руках Младенца, и Санкт-Петербургский, где Иисус Христос располагается над головой Всецарицы.

Самый первый образ написал в Москве мастер Оружейной палаты Иван Безмин в 1683 году. Он изобразил Заступницу во весь рост в царском одеянии, красном плаще и сиянии. Слева и справа живописец разместил ангелов, а внизу – страждущих людей, простирающих руки в молитве. Название он взял из песнопения: «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покрове и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси, Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим».

Эта икона до сих пор находится в храме Преображения Господня на Ордынке. Впрочем, как только весть о чудесном исцелении Евфимии облетела столицу, иконописцы принялись делать списки. Один из таких списков XVII века оказался в церкви в Калитниках, где и пребывает сейчас. В декабре 2021 год образ отреставрировали.

В Санкт-Петербурге икону окрестили «Богородицей с грошиками». Когда-то образ прибило волнами Невы к берегу в окрестностях города, его нашли купцы Куракины и, со временем, передали в Тихвинскую часовню при Стеклянном заводе. В конце XIX века 23 июля случилась гроза. Молния попала в стену часовни и сожгла ее. Уцелела лишь Всех Скорбящих радость, причем лик Владычицы просветлел, а в иконную доску впечатались 12 медных монет из кружки для сбора пожертвований. Вскоре начались чудесные исцеления. Так, у 14-летнего Николая Грачева после молебна перед образом прекратились припадки, а молодая женщина Вера Белоногова вновь обрела голос, утерянный во время болезни. В данный момент «Богородица с грошиками» хранится в Троицкой церкви Санкт-Петербурга, которую в народе называют «Кулич и Пасха».

Всех Скорбящих Радость исцеляет не только от телесных недугов, но и душевных, которыми страдает почти каждый из нас. В этот день помолимся перед образом Всецарицы в храме в Калитниках:  

«Царице моя преблагая, надеждо моя, Богородице, приятелище сирых, и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши; яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь».

Екатерина Миронова

 

В декабре 2021 года накануне Рождества Христова в нашем храме произошло радостное событие. После длительной реставрации к нам вернулась храмовая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Приглашаем в наш храм поклониться обновлённой святыне. Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!
Храмовая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
До реставрации
Храмовая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
После реставрации

Престольный праздник 6 ноября 2022 г. Фотоотчет.

Престол св. Николая

Престольный праздник святителя Николая Чудотворца 19 декабря

Икона святителя Николая Чудотворца

Святой Николай родился в Ликийском городе Патары у благочестивых родителей. С юных лет он обнаружил доброе и отзывчивое сердце. Когда отец и мать Николая умерли, будущий святитель роздал всё наследство бедным и отправился в Иерусалим. Помолившись у Гроба Господня, он ушёл в Сионский монастырь. Поняв, что Господь повелевает ему посвятить жизнь служению и помощи людям, Николай покинул монастырь и пришёл в главный город Ликии – Миры. Рано утром, когда святой Николай вошёл в храм, епископы объявили ему волю Божию. Так чудесно он был избран архиепископом Мир Ликийских. Святитель Николай не оставлял свою паству без попечения во всех её житейских невзгодах. И по своей блаженной кончине Угодник Божий Николай остался заботливым пастырем всех христиан. Чудеса его неисчислимы. Потому и зовёт его православный народ – Чудотворец. Не однажды являл он своё покровительство Руси. 19 декабря в нашем храме отмечается престольный праздник в честь святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца.  

Престол св. бл. кн. Александра Невского

Престольный праздник благоверного великого князя Александра Невского 6 декабря

Икона благоверного великого князя Александра Невского

Правый придел нашего храма освящён в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Память его церковь совершает 23 ноября (6 декабря по новому стилю) в день его погребения во Владимире в 1263 году и 30 августа (12 сентября). В этот день празднуется перенесение мощей святого благоверного князя.

Правый предел

Император Петр I, глубоко почитал Александра Невского и считал себя преемником и продолжателем военных и политических достижений святого князя, укрепляя оборону на Западе. В 1710 году, 13 июня, был взят Выборг, чем была достигнута безопасность Северной столицы со стороны ближайших границ. Петр I, будучи в Петербурге, в июле 1710 года указал место для строительства монастыря в честь Александра Невского на берегах речки Черной. Определено было именовать монастырь «Живоначальныя Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского».

Через два года после окончания Северной войны, 29 мая 1723 года, Петр I посетил новоустроенный монастырь. В тот же день им было издано постановление: «…Обретающиеся в городе Владимире в Рождественском монастыре мощи св. благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь. В Санкт-Петербург оные мощи из Владимирского Рождественского монастыря перенести по примеру перенесенного в прошлом году из Соловецкого монастыря в Москву святых мощей Митрополита Филиппа. …устроить все из Государственной казны, выделить потребное число лошадей и подвод, чтобы довезти мощи до Санкт-Петербурга. Выделить офицерства и солдат числом по потребе должного для препроводительства мощей. …Устроить ковчег, который мог бы свободно вместить раку с мощами Святого с балдахином. …Нести оный ковчег и над ним балдахин людьми с переменою. 10 июля 1723 года мощи переносить вручную. По пути следования привлекать для перенесения посадских и крестьян. Для препровождения дать из Московского гарнизона офицера с унтер офицером и двадцать драгунов. Архимандриту, офицерам и драгунам быть при мощах неотлучно и смотреть, чтобы никакого сквернословия и непотребных действий не происходило, чтобы ковчег с мощами от мокроты, от случайного вредительства были сохранены. С оными мощами не останавливаться, а иметь во время потребы станы в поле. Мощи содержать в шатре, для чего велено дать в Москве палаты (шатры). А когда к какому городу или селу приближатся оные Святые мощи Губернатор и Вице Губернатор и Воевода или прочие управители должны быть оповещены, чтобы мощи могли быть встречены ими с честию…» (РГАДА. Ф. 248. Oп 160. Д. 767).

Было решено нести ковчег через Москву в Тверь до Боровичей посуху, от Боровичей – по Ильменскому озеру, через Новгород по Волхову до Ладоги, оттуда по Неве до Санкт-Петербурга. Когда стало ясно, что процессия не успеет в столицу к дню заключения Ништадтского мира, Петр повелел поставить ковчег с мощами в Шлиссельбургской каменной церкви. Через год, 30 августа 1724 года, в третью годовщину Ништадского мира, останки св. князя были торжественно перенесены в Петербург. В Усть-Ижоре, у места Невской битвы, процессию встречал сам Петр. Под пушечный салют и колокольный звон рака с мощами была торжественно помещена в освященную к этому событию монастырскую церковь св. Александра Невского. По окончании строительства главного монастырского храма – собора св. Троицы, останки св. князя были торжественно перенесены в собор в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака, сооруженная в 1752 году по указу Елизаветы и украшенная надписями М. В. Ломоносова. Саркофаг укрыт чеканными барельефами, повествующими о важнейших событиях из жизни святого князя. В 1743 году Елизавета Петровна учредила крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа, по окончании Литургии все столичное духовенство в белых одеждах, в сопровождении Епископа, с хоругвями и иконами направлялось по Невскому проспекту к обители, где торжественно совершало молебен Святому Благоверному Князю. 18 декабря 1797 года высочайшим указом Святейшему Синоду Императора Павла I поведено Александро-Невский монастырь «переименовать Лаврою со штатом наравне с Киево-Печерскою и Троицкою Сергиевскою».

Считая себя продолжателем «евразийского» курса Александра Невского. Император Петр I стремился внедрить лучшие достижения Запада в уклад российской жизни. Поэтому в период своего правления ему пришлось сделать Россию максимально открытой для западной культуры. Но не бывает влияния одностороннего. Возможно, именно Петр Великий явился для западного общества носителем и распространителем идей и заветов святого князя, которые западное общество в дальнейшем восприняло и утвердило в понятии толерантности.

В статье использовался фрагмент работы Елены Анатольевны Мусориной
«От Александра Невского до Михаила Романова»

Александр Невский – ключевая фигура русской истории

Александр Невский: воин, дипломат, монах

Close Menu