Русская Православная Церковь
Московская городская Епархия
Menu
Храм Преподобного Алексиа человека Божия

Калитниковский храм и погост

Два чувства дивно близки нам, —
В них обретает сердце пищу, 
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.
А. С. Пушкин

"Приход на кладбище – это пуповина, которая связывает людей с предками, с землей, на которой они живут. Разорви эту связь – и земля эта будет не нужна, и страна не нужна, и город этот будет пустым звуком. Много говорится про патриотизм, про воспитание молодого поколения. Только когда человек похоронил кого-то из своих, когда пришел на могилу к деду – он в полной мере прикоснулся к земле предков. Только когда часть его плоти останется здесь, в этой земле. Когда он будет помнить, тогда он будет это защищать. Печально, что это не осознается, – а поэтому легко бросается и забывается. Придумывать-то ничего не надо – все и так на поверхности."

Из беседы с протоиереем Александром Косачем
беседовал 
Петр Давыдов
12 ноября 2018 г.

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ У НАДГРОБНОГО КАМНЯ (Выдержки)
Борис Шадрин

"Там где живут люди – есть кладбища.

Они живут медленной, внешне неподвижной, но не менее действительной жизнью. И когда, особенно в периоды исторических потрясений, традиционный жизненный уклад рушится, меняется общественное сознание, нарушается связь поколений, жизненная память ослабевает, и потомки перестают посещать могилы – кладбища умирают."

"Кладбище – это не собрание отдельных памятников, место, теряющее свое значение когда памятники исчезают. Кладбище – огромный таинственный мир, и любое прикосновение к нему выявляет множество взаимосвязанных уровней его бытия: религиозный, мистический, нравственный, культурный, общественный, материальный, финансовый, административный, уголовный … . Кладбище – это огромный кладезь, который является важнейшей частью историко-культурного наследия."

"Десятки сотни могил жителей города – чиновников и предпринимателей, военных, рабочих и строителей – давно исчезли, но земля хранящая их останки, не просто свободная территория. Давняя традиция, запрещающая застраивать кладбищенское место, и не подлежащие пересмотру нравственно-этические нормы (закрепленные, кстати, действующим Российским законодательством), дают основание рассматривать старые некрополи как навсегда заповедные зоны города."

"В последние годы с уходом в прошлое тоталитарного, стандартно-трафаретного мышления, мы все чаще и чаще начинаем задумываться о нравственных началах и связях между прошлым, настоящим и будущим. И основополагающим в этом является философское отношение к настоящему бытию факту смерти и к праху предков."

"В сознании любого человека кладбищенские захоронения ассоциируются с мемориально-историческими захоронениями и могилами «моих родственников». В этом переплетается великое и малое, всеобщее и личное, энергия истории и дыхание жизни. Для многих «любовь к отечественным гробам» связывается с религиозной, нравственной и воспитательной ценностью кладбища с укреплением совести человека."

"«Любовь к родному пепелищу» определяет основы человеческого бытия, верность духу жизни и совокупность их материальных и идеальных факторов. Почитание живых до нас, сохранение связи времен – необходимая часть духовной культуры общества, его нравственной стороны Свободная и бескорыстная память об усопших как бы проверяет нашу нравственную зрелость Эта духовная сторона важнее всего другого и именно она определяет глубинный смысл культуры общества."

"Сохраняя кладбища и отдельные захоронения, реализовывая законодательный статус их существования, надо постоянно помнить, что проблемы мирского бытия неразрывны от духовного состояния в целом, что и определяется восстановлением таинства тончайшей материи кладбища сотканной тайной человеческой смерти."

ПОГОСТ

В конце 1770 года и особенно в 1771 году бурно развивающаяся московская городская жизнь была парализована страшной  заразной эпидемией - чумой. Зловещее поветрие «моровой язвы» тут же распространилось по просторам ремесленных деревушек близлежащего подмосковья.

Эти трагические события по горячему следу были описаны  в 1775 году в обстоятельном труде. Перелистаем  страницы старинного фолианта, который живо передает эту историю:

«… в апреле 1771 года моровая язва унесла жизни 744 москвичей.

… в августе того же года уже 7628…»

…а в пик своей лютости,  за два месяца – сентябрь и октябрь эпидемия скосила 38 965 человек. 117 церквей заперты и запечатаны – все священнослужители умерли…»

«Как моровая язва обнаружилась по многим местам России, то указом Правительствующего Сената 1771 года, ноября 1 числа предписано: «По городам при церквах не хоронить, а отвести для них особые пустыри за городом на выгонных местах, где способнее, и построить на оных, на первый случай, хотя небольшие деревянные церкви. А тех мест, где уже доныне люди в заразительной болезни хоронены, отнюдь не разрывать и оставить их так, как оные есть».1

Тревожно было в ту пору в Москве: горе, слезы, страх, отчаяние, бессмысленные и жестокие  «чумные бунты». Четыре дня жизни отпущено пораженному страшной болезнью,  дальше - смерть. А следом за ним  уходят и те, кого он успел заразить и кого продолжал заражать и после своей смерти через оставшуюся посуду, одежду, личные вещи…

«Понеже город Москва великое число в себе заключает жителей и обыкновенные при церквах пустыри весьма малы, а кругом жилыми домами окружены, то, дабы в случае распространения опасной болезни, многим числом умирающих, не произошел от погребения внутри самого города вред и велено было по силе присланного  от Ея Императорского Величества именно к графу Петру Семеновичу Салтыкову от марта 25-го  дня  Высочайшего указа,  назначить вне города, в нарочитом от него разстоянии  несколько церквей, при которых всех умирающих впредь до указа хоронить».2

Вот так, не  «несколько кладбищ», а именно «несколько церквей, а при них пустыри…». И хотя даже слов «кладбище» в этом указе нет, а названы  «обыкновенные при церквах пустыри…», все же это было первое в истории России постановление о целенаправленном создании кладбищ, об отделении кладбищ от города, о выносе их за городскую черту.

Так появились за Камер-коллежским валом города Москвы, а точнее за ее заставами,  семь храмов, а при них «чумные» погосты.

Миусское, Ваганьковское, Рогожское,  Богородское, Преображенское, Семёновское, Калитиниковское  и  ряд других погостов, удаленных за пределы города, чтобы пресечь распространение  заразы.

Калитниковское кладбище

В их числе и «Калитинское за Покровской заставой» как оно называлось в документах того времени, был построен один из этих деревянных храмов на Калитниках, на пустоши, взятой, из наделов за деревней Кожуховой и слободки Дубровки. Bот так, на Калитниках, на пустоши, недалеко от старинного Калитниковского пруда, согласно Указу Екатерины II, и была сооружена деревянная церковь, названная «Всех Скорбящих Радость», для отпевания усопших.  А при ней открыт погост  для погребения жертв чумной эпидемии -  в полном соответствии с православными правилами.3

1) «Описание моровой язвы, бывшей в столичном городе Москве», М., 1775 г, стр. 12.

2) Там же.

3) Там же.

Новые погосты строились на средства городских обывателей. Надзор за сооружением  церквей и устроением при  них  погостов  был возложен на архитектора Баженова – гордость русского зодчества.  Он  в ту пору  впал в немилость властей и получил эту должность в качестве наказания. Руководил работами член юстиц-коллегии бригадир Дурнов.

Но вернемся к событиям прошлых лет. Перекрыты все московские заставы, в том числе и Покровская, опустела Коломенская дорога, нынешняя Нижегородская улица: ни обозов, ни экипажей, только телеги с гробами, сопровождаемые факельщиками, то и дело поворачивают к храму. Здесь они переезжают по мостику  ручей, впадавший в те времена в  Калитниковский пруд,   и далее  прямиком  в сторону  церкви,  на погост.  Первым смотрителем погоста стал капитан московского гарнизона Авдеев.

Небезынтересно  будет  познакомиться с некоторыми правилами и обычаями при погребении покойных в екатерининские времена. А правила и обычаи в те времена были  такими:

1. При погребении знатных или богатых покойников к соборному отпеванию духовенства в зависимости от чина умершего приглашались архиерей, архимандрит, игумен и священники от 12 церквей.

2. Чтение псалтири по усопшему происходило до погребения при гробе, по погребении - в его доме до шести недель или целый год.

3. Псалтирь иногда читали  на могиле погребенного, для чего устраивали над могилою особые помещения. Впрочем, Государь Петр 1 указом от 26 октября 1723 года, запретил ставить будки или особые помещения для чтения Псалтири над погребенным и велел Псалтирь читать внутри церкви, в церковных приделах или притворах.

4. Для поминовения умерших часто устраивались особые приделы в церквах и для служения в них нанимали священников  под именем «викариев». Тогда для служения по найму много собиралось священников у Спасской башни Кремля или на Ильинском крестце.

5. Каждое утро перед литургией «подаватели поминания» толпами стремились в соборы и ружные церкви в Кремле и отдавали известные приношения «для поминовения душ умерших».

6. Когда, по какой-либо причине, нужно было похоронить умершего в отдаленном месте от его жилья, на это погребение требовалось разрешение Консистории. Консистория ставила условие, «что покойный будет отпет в своей приходской церкви, гроб будет наглухо засмолен и по прибытии на место опущен в землю с единой литиею, не открывая оного и не чиня вторичного отпевания»

«Храм на Калитниковском кладбище»,  «церковь на Даниловском»… мы как-то привыкли так говорить, полагая при этом, что храм есть как бы приложение к кладбищу. Совсем не так издревле считалось на Руси. Всё было  наоборот – не «кладбище с храмом», а  «Храм и место для погребения при оном». Сначала строился храм, а потом уже вокруг храма возникал погост. Так было и в селах, и в городах. Так было и в самой Москве, по крайней мере,  до 1771 года. Город разрастался, поглощая окрестные деревни с их церквами и погостами,  возводились новые храмы и строились они на пустырях и пригорках, а вокруг образовывались  и  разрастались  «нивы Божии», как  называли тогда кладбища. Но со временем  дома и улицы всё больше теснили кладбища, посягая на их территории.

Ещё Государь Петр I  выражал неудовольствие тем, что надгробия лежат поверх земли, мешая хождению при крестном ходе вокруг храма и  других церковных церемониях. Он назвал такое положение дел безобразием и предложил выход: своим Указом от 12 апреля 1722 года повелел устанавливать надгробия вровень с землей, дабы не мешали ни пешим, ни конным, ни экипажам. Но вскоре Указ этот был позабыт   –  жизнь  распорядилась по-своему  -   чума смешала все порядки и обычаи. Власти Москвы спешно создают карантины и больницы при монастырях. Категорически запрещено хоронить на всех московских погостах при городских церквах, из коих 117 церквей, как мы уже упоминали, просто наглухо заколочены – служить некому.

Памятные захоронения на Калитниковском кладбище

Пройдёмся по аллеям одного из старейших кладбищ Москвы. Захоронений  XVIII века уже не осталось, но памятников ХIХ - ХХ веков  ещё довольно много. И они  подтверждают, что Калитники - район отнюдь не аристократический. Вокруг храма были разбросаны бойни, мастерские, потом открылся Нижегородский железнодорожный вокзал, при нём складские помещения, цеха технического обслуживания -  всё это свидетельствовало о  развитии и процветании промышленности. На восточной окраине пруда образовался конный рынок, в наследство от которого оставалось  название Новоконной площади  и  действующий до недавнего времени  Птичий рынок.

План Калитниковского кладбища

Бойни в ХХ веке стали объединяться, укрупняться, пока не слились в одно крупное предприятие, прямым наследником которого сегодня является мясокомбинат им. А.Микояна («Миком»).

Жили здесь люди, в основном скромного и среднего достатка: рабочие, крестьяне на заработках, ремесленники, средней руки чиновники, купцы.

Однако,  с расширением Москвы старинные кладбища, оказавшись чуть ли не  в центре мегаполиса, становятся всё более престижными и получить здесь место для захоронения уже практически невозможно. В 1999году здесь ещё хоронили кого-то из Рюриковичей. Из Парижа приезжал потомок этого старинного рода, чтобы оставить прах матери на семейном участке кладбища.

Бойни в ХХ веке стали объединяться, укрупняться, пока не слились в одно крупное предприятие, прямым наследником которого сегодня является мясокомбинат им. А.Микояна («Миком»).

Жили здесь люди, в основном скромного и среднего достатка: рабочие, крестьяне на заработках, ремесленники, средней руки чиновники, купцы.

Однако,  с расширением Москвы старинные кладбища, оказавшись чуть ли не  в центре мегаполиса, становятся всё более престижными и получить здесь место для захоронения уже практически невозможно. В 1999году здесь ещё хоронили кого-то из Рюриковичей. Из Парижа приезжал потомок этого старинного рода, чтобы оставить прах матери на семейном участке кладбища.

Захоронения на Калитниковском кладбище
Захоронения на Калитниковском кладбище
Захоронения на Калитниковском кладбище

На Калитниковском кладбище сохранилось много захоронений священнослужителей, вот некоторые из них:

НЕКТАРИЙ -  митрополит Кишинёвский и Молдавский

АЛЕКСИЙ (Сергеев) - архиепископ Калининский и Кашинский  1899-1968 г.г.

ШАВРОВ Александр Николаевич, - протоиерей, умер в  1854 году.  (жития 54 года) Был законоучителем 1-го Московского кадетского корпуса.

МАЛИНИН Василий Алексеевич, - протоирей.Священнодействовал при Московской Введенской в Барашах церкви с 6 августа по 16 февраля 1879 г.

РУМЯНЦЕВ Алексей Васильевич, - иерей. Умер  в 1895г. 60-ти лет

УВАРОВ Яков Лаврович, протоиерей 1820 -  1885 г., на 66-м году

Сын дьячка Московской епархии. В 1870 году награждён бархатной скуфейкой за участие в строительстве колокольни. Имел наперстный крест в память войны 1853 - 1856 гг.

УВАРОВ Сергей Яковлевич, протоиерей 1844 - 1918 июня, 74-х лет

Был настоятелем церкви «Всех скорбящих Радость» с 1889 по 1917 год.

УВАРОВ Сергей Сергеевич, - священник, умер в 1952 г.,  72-х лет

Один из сыновей  Уварова Сергея Яковлевича, был сначала  псаломщиком в церкви «Всех скорбящих Радость» на Калитниках, состоял учителем Николо-Студеницкой церковно-приходской школы.

УВАРОВ Сергей Яковлевич, - Протоиерей (в ограде Уваровых) умер в 1943 г.

ЦАРЕВСКИЙ Александр Яковлевич, - Протоиерей 1888 - 1957 гг.

ВЕТВИЦКИЙ Зиновий Григорьевич, - Протоиерей 12 11 1895  -  03 04 1979

ШАВРОВ Николай Фёдорович, - Священник Умер в 1830 г.

ВОСКРЕСЕНСКИЙ Виктор Алексеевич, священник (даты стёрты временем)

ДРУГАНОВ Евгений Алексеевич, - Протоиерей 1888-1962 гг

ЗЕРЦАЛОВ Александр Григорьевич, - Протоиерей - 04 06 1944 г.

Введенский Владимир Александрович, -  Протоиерей, 1984 гг. Обновленец.

Введенский Александр Александрович, - Диакон 1913-1988 гг. Обновленец, но впоследствии отрёкся от обновленчества,  до конца жизни служил в храме «Всех скорбящих Радость» на Калитниках.

Введенский Александр Иванович (1889 - 1946) – основатель  обновленчества, самозваный  митрополит. Главный лидер и самый значительный обновленческий теоретик. Начал свою деятельность в предреволюционные годы, а затем стал центральной фигурой  обновленчества, являлся связующим звеном между дореволюционным  реформаторским «новоправославным» движением и обновленческим расколом.

Родился в 1889 г.,  в семье учителя латинского языка, вскоре ставшего директором гимназии.  Из родословной: дед Андрей был псаломщик в Новгородской епархии (по слухам – крещённый еврей из кантонистов), человек необузданный,  к концу жизни спился, погиб при переходе реки Волхов по тонкому льду. Его сын Иван Андреевич получил в наследство от отца духовную фамилию и ярко выраженную иудейскую внешность, необузданный пылкий нрав и блестящие способности.  Дослужился до звания Действительного Статского советника, ликовала вся семья: Введенские юридически причислялись к благородному русскому дворянскому сословию. По окончании гимназии Александр Иванович поступил в Петербургский университет, на филологический факультет, где также преподавали и философию. В 1911 году появляется первая статья о причинах неверия русской интеллигенции, которое, по его мнению, зиждется на двух факторах: кажущемся несоответствии  религии и науки и губительной испорченности духовенства. Отсюда две линии, по которым затем направится дятельность  будущего идейного вождя обновленчества: апологетика и реформаторство. В 1813 году окончил университет и экстерном Петербургскую Духовную Академию. Широко развернулся со своими реформаторскими идеями обновленчества при поддержке  большевиков в первые послереволюционные годы.

ФЕДЮНИН Михаил Григорьевич, - Протоиерей Умер в  1991 г.

(Клирик Московской епархии, в последние годы внештатный клирик Антиохийского подворья)

МАЛЮШИЦКИЙ Георгий Игоревич, - Диакон Умер 30 11 1979 г.

ФАЮТКИН Иван Демьянович, - Диакон Умер 25 09 1937 г.

Служил в Николо-Дербентской церкви, что в Уланском Переулке близ мясницких ворот

БОГОЛЕПОВ Иоанн Алексеевич 23 02 1868  -  08 12 1881

КАПТЕРОВ Павел Николаевич Профессор 1889          -  1955 гг

ЮШКЕВИЧ Валентин Серапионович Протоиерей 24 08 1936  -  02 10 1996

ШМАКОВ Геннадий Валентинович Настоятель храма «Всех Скорбящих Радость» на Калитниках, протоиерей 16.06.1938 – 06.06.1999 г.

Известные деятели искусств, науки, культуры, герои Великой Отечественной Войны, покоящиеся на Калитниковском кладбище:

Рядом с Храмом, справа от паперти  установлен обелиск  в память воинов района, погибших на  фронтах Великой Отечественной  Войны  1941 - 1945 г.г.

Григорьев А.Г. - выдающийся архитектор, надворный советник и кавалер   (1782-1868), до 22 лет был крепостным, учился у И.Д.Жилярди, затем в Кремлёвской архитектурной школе. Виднейший представитель московского ампира. Среди творений А.Г.Григорьева  - церковь Большого Вознесения у Никитских ворот (где впоследствии венчался А.С.Пушкин), церкви на Ваганьковском и Пятницком кладбищах.

Богомолов И.С. - архитектор (1841-1886) выпускник Строгановского училища и Петербургской академии.

Фальк Р.Р.-  известный художник, профессор живописи (1886 – 1958),

Турчанинова Е.Д. - народная артистка Советского  Союза актриса   (1870 – 1963), создавшая блестящие образы героев А.Н.Островского и других драматургов на сцене Малого Театра.

Озеров Н.И. -  композитор и дирижёр (1892-1972)

Зарин Д.И. - хормейстер, (1862-1925) основатель Всероссийского общества хорового пения

Копцов В.С. - художник (1904-1958)

Романов Н.К. - художник  (1922-1967)

Фетисов М.И. - писатель, (1907-1960)доктор филологических наук

Герои Советского Союза:

Закарко Н.Т. - генерал-лейтенант  (1907-1969)

Климов М.И. - (1924-1984)

Кузьмичёв В.Ф. - (1913-1982)

Мастерков А.Б. - ст. лейтенант, лётчик (1921-1945). Погиб в воздушном бою.

Шерстов Н.И. - (1925-1983)

Close Menu