Калитниковский храм и погост
Два чувства дивно близки нам, —
В них обретает сердце пищу,
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.
А. С. Пушкин
"Приход на кладбище – это пуповина, которая связывает людей с предками, с землей, на которой они живут. Разорви эту связь – и земля эта будет не нужна, и страна не нужна, и город этот будет пустым звуком. Много говорится про патриотизм, про воспитание молодого поколения. Только когда человек похоронил кого-то из своих, когда пришел на могилу к деду – он в полной мере прикоснулся к земле предков. Только когда часть его плоти останется здесь, в этой земле. Когда он будет помнить, тогда он будет это защищать. Печально, что это не осознается, – а поэтому легко бросается и забывается. Придумывать-то ничего не надо – все и так на поверхности."
Из беседы с протоиереем Александром Косачем
беседовал Петр Давыдов
12 ноября 2018 г.
РАЗМЫШЛЕНИЯ У НАДГРОБНОГО КАМНЯ (Выдержки)
Борис Шадрин
"Там где живут люди – есть кладбища.
Они живут медленной, внешне неподвижной, но не менее действительной жизнью. И когда, особенно в периоды исторических потрясений, традиционный жизненный уклад рушится, меняется общественное сознание, нарушается связь поколений, жизненная память ослабевает, и потомки перестают посещать могилы – кладбища умирают."
"Кладбище – это не собрание отдельных памятников, место, теряющее свое значение когда памятники исчезают. Кладбище – огромный таинственный мир, и любое прикосновение к нему выявляет множество взаимосвязанных уровней его бытия: религиозный, мистический, нравственный, культурный, общественный, материальный, финансовый, административный, уголовный … . Кладбище – это огромный кладезь, который является важнейшей частью историко-культурного наследия."
"Десятки сотни могил жителей города – чиновников и предпринимателей, военных, рабочих и строителей – давно исчезли, но земля хранящая их останки, не просто свободная территория. Давняя традиция, запрещающая застраивать кладбищенское место, и не подлежащие пересмотру нравственно-этические нормы (закрепленные, кстати, действующим Российским законодательством), дают основание рассматривать старые некрополи как навсегда заповедные зоны города."
"В последние годы с уходом в прошлое тоталитарного, стандартно-трафаретного мышления, мы все чаще и чаще начинаем задумываться о нравственных началах и связях между прошлым, настоящим и будущим. И основополагающим в этом является философское отношение к настоящему бытию факту смерти и к праху предков."
"В сознании любого человека кладбищенские захоронения ассоциируются с мемориально-историческими захоронениями и могилами «моих родственников». В этом переплетается великое и малое, всеобщее и личное, энергия истории и дыхание жизни. Для многих «любовь к отечественным гробам» связывается с религиозной, нравственной и воспитательной ценностью кладбища с укреплением совести человека."
"«Любовь к родному пепелищу» определяет основы человеческого бытия, верность духу жизни и совокупность их материальных и идеальных факторов. Почитание живых до нас, сохранение связи времен – необходимая часть духовной культуры общества, его нравственной стороны Свободная и бескорыстная память об усопших как бы проверяет нашу нравственную зрелость Эта духовная сторона важнее всего другого и именно она определяет глубинный смысл культуры общества."
"Сохраняя кладбища и отдельные захоронения, реализовывая законодательный статус их существования, надо постоянно помнить, что проблемы мирского бытия неразрывны от духовного состояния в целом, что и определяется восстановлением таинства тончайшей материи кладбища сотканной тайной человеческой смерти."

ПОГОСТ
В конце 1770 года и особенно в 1771 году бурно развивающаяся московская городская жизнь была парализована страшной заразной эпидемией - чумой. Зловещее поветрие «моровой язвы» тут же распространилось по просторам ремесленных деревушек близлежащего подмосковья.
Эти трагические события по горячему следу были описаны в 1775 году в обстоятельном труде. Перелистаем страницы старинного фолианта, который живо передает эту историю:
«… в апреле 1771 года моровая язва унесла жизни 744 москвичей.
… в августе того же года уже 7628…»
…а в пик своей лютости, за два месяца – сентябрь и октябрь эпидемия скосила 38 965 человек. 117 церквей заперты и запечатаны – все священнослужители умерли…»
«Как моровая язва обнаружилась по многим местам России, то указом Правительствующего Сената 1771 года, ноября 1 числа предписано: «По городам при церквах не хоронить, а отвести для них особые пустыри за городом на выгонных местах, где способнее, и построить на оных, на первый случай, хотя небольшие деревянные церкви. А тех мест, где уже доныне люди в заразительной болезни хоронены, отнюдь не разрывать и оставить их так, как оные есть».1
Тревожно было в ту пору в Москве: горе, слезы, страх, отчаяние, бессмысленные и жестокие «чумные бунты». Четыре дня жизни отпущено пораженному страшной болезнью, дальше - смерть. А следом за ним уходят и те, кого он успел заразить и кого продолжал заражать и после своей смерти через оставшуюся посуду, одежду, личные вещи…
«Понеже город Москва великое число в себе заключает жителей и обыкновенные при церквах пустыри весьма малы, а кругом жилыми домами окружены, то, дабы в случае распространения опасной болезни, многим числом умирающих, не произошел от погребения внутри самого города вред и велено было по силе присланного от Ея Императорского Величества именно к графу Петру Семеновичу Салтыкову от марта 25-го дня Высочайшего указа, назначить вне города, в нарочитом от него разстоянии несколько церквей, при которых всех умирающих впредь до указа хоронить».2
Вот так, не «несколько кладбищ», а именно «несколько церквей, а при них пустыри…». И хотя даже слов «кладбище» в этом указе нет, а названы «обыкновенные при церквах пустыри…», все же это было первое в истории России постановление о целенаправленном создании кладбищ, об отделении кладбищ от города, о выносе их за городскую черту.
Так появились за Камер-коллежским валом города Москвы, а точнее за ее заставами, семь храмов, а при них «чумные» погосты.
Миусское, Ваганьковское, Рогожское, Богородское, Преображенское, Семёновское, Калитиниковское и ряд других погостов, удаленных за пределы города, чтобы пресечь распространение заразы.
В их числе и «Калитинское за Покровской заставой» как оно называлось в документах того времени, был построен один из этих деревянных храмов на Калитниках, на пустоши, взятой, из наделов за деревней Кожуховой и слободки Дубровки. Bот так, на Калитниках, на пустоши, недалеко от старинного Калитниковского пруда, согласно Указу Екатерины II, и была сооружена деревянная церковь, названная «Всех Скорбящих Радость», для отпевания усопших. А при ней открыт погост для погребения жертв чумной эпидемии - в полном соответствии с православными правилами.3
1) «Описание моровой язвы, бывшей в столичном городе Москве», М., 1775 г, стр. 12.
2) Там же.
3) Там же.
Новые погосты строились на средства городских обывателей. Надзор за сооружением церквей и устроением при них погостов был возложен на архитектора Баженова – гордость русского зодчества. Он в ту пору впал в немилость властей и получил эту должность в качестве наказания. Руководил работами член юстиц-коллегии бригадир Дурнов.
Но вернемся к событиям прошлых лет. Перекрыты все московские заставы, в том числе и Покровская, опустела Коломенская дорога, нынешняя Нижегородская улица: ни обозов, ни экипажей, только телеги с гробами, сопровождаемые факельщиками, то и дело поворачивают к храму. Здесь они переезжают по мостику ручей, впадавший в те времена в Калитниковский пруд, и далее прямиком в сторону церкви, на погост. Первым смотрителем погоста стал капитан московского гарнизона Авдеев.
Небезынтересно будет познакомиться с некоторыми правилами и обычаями при погребении покойных в екатерининские времена. А правила и обычаи в те времена были такими:
1. При погребении знатных или богатых покойников к соборному отпеванию духовенства в зависимости от чина умершего приглашались архиерей, архимандрит, игумен и священники от 12 церквей.
2. Чтение псалтири по усопшему происходило до погребения при гробе, по погребении - в его доме до шести недель или целый год.
3. Псалтирь иногда читали на могиле погребенного, для чего устраивали над могилою особые помещения. Впрочем, Государь Петр 1 указом от 26 октября 1723 года, запретил ставить будки или особые помещения для чтения Псалтири над погребенным и велел Псалтирь читать внутри церкви, в церковных приделах или притворах.
4. Для поминовения умерших часто устраивались особые приделы в церквах и для служения в них нанимали священников под именем «викариев». Тогда для служения по найму много собиралось священников у Спасской башни Кремля или на Ильинском крестце.
5. Каждое утро перед литургией «подаватели поминания» толпами стремились в соборы и ружные церкви в Кремле и отдавали известные приношения «для поминовения душ умерших».
6. Когда, по какой-либо причине, нужно было похоронить умершего в отдаленном месте от его жилья, на это погребение требовалось разрешение Консистории. Консистория ставила условие, «что покойный будет отпет в своей приходской церкви, гроб будет наглухо засмолен и по прибытии на место опущен в землю с единой литиею, не открывая оного и не чиня вторичного отпевания»
«Храм на Калитниковском кладбище», «церковь на Даниловском»… мы как-то привыкли так говорить, полагая при этом, что храм есть как бы приложение к кладбищу. Совсем не так издревле считалось на Руси. Всё было наоборот – не «кладбище с храмом», а «Храм и место для погребения при оном». Сначала строился храм, а потом уже вокруг храма возникал погост. Так было и в селах, и в городах. Так было и в самой Москве, по крайней мере, до 1771 года. Город разрастался, поглощая окрестные деревни с их церквами и погостами, возводились новые храмы и строились они на пустырях и пригорках, а вокруг образовывались и разрастались «нивы Божии», как называли тогда кладбища. Но со временем дома и улицы всё больше теснили кладбища, посягая на их территории.
Ещё Государь Петр I выражал неудовольствие тем, что надгробия лежат поверх земли, мешая хождению при крестном ходе вокруг храма и других церковных церемониях. Он назвал такое положение дел безобразием и предложил выход: своим Указом от 12 апреля 1722 года повелел устанавливать надгробия вровень с землей, дабы не мешали ни пешим, ни конным, ни экипажам. Но вскоре Указ этот был позабыт – жизнь распорядилась по-своему - чума смешала все порядки и обычаи. Власти Москвы спешно создают карантины и больницы при монастырях. Категорически запрещено хоронить на всех московских погостах при городских церквах, из коих 117 церквей, как мы уже упоминали, просто наглухо заколочены – служить некому.
Памятные захоронения на Калитниковском кладбище
Пройдёмся по аллеям одного из старейших кладбищ Москвы. Захоронений XVIII века уже не осталось, но памятников ХIХ - ХХ веков ещё довольно много. И они подтверждают, что Калитники - район отнюдь не аристократический. Вокруг храма были разбросаны бойни, мастерские, потом открылся Нижегородский железнодорожный вокзал, при нём складские помещения, цеха технического обслуживания - всё это свидетельствовало о развитии и процветании промышленности. На восточной окраине пруда образовался конный рынок, в наследство от которого оставалось название Новоконной площади и действующий до недавнего времени Птичий рынок.
Бойни в ХХ веке стали объединяться, укрупняться, пока не слились в одно крупное предприятие, прямым наследником которого сегодня является мясокомбинат им. А.Микояна («Миком»).
Жили здесь люди, в основном скромного и среднего достатка: рабочие, крестьяне на заработках, ремесленники, средней руки чиновники, купцы.
Однако, с расширением Москвы старинные кладбища, оказавшись чуть ли не в центре мегаполиса, становятся всё более престижными и получить здесь место для захоронения уже практически невозможно. В 1999году здесь ещё хоронили кого-то из Рюриковичей. Из Парижа приезжал потомок этого старинного рода, чтобы оставить прах матери на семейном участке кладбища.
Бойни в ХХ веке стали объединяться, укрупняться, пока не слились в одно крупное предприятие, прямым наследником которого сегодня является мясокомбинат им. А.Микояна («Миком»).
Жили здесь люди, в основном скромного и среднего достатка: рабочие, крестьяне на заработках, ремесленники, средней руки чиновники, купцы.
Однако, с расширением Москвы старинные кладбища, оказавшись чуть ли не в центре мегаполиса, становятся всё более престижными и получить здесь место для захоронения уже практически невозможно. В 1999году здесь ещё хоронили кого-то из Рюриковичей. Из Парижа приезжал потомок этого старинного рода, чтобы оставить прах матери на семейном участке кладбища.
На Калитниковском кладбище сохранилось много захоронений священнослужителей, вот некоторые из них:
НЕКТАРИЙ - митрополит Кишинёвский и Молдавский
АЛЕКСИЙ (Сергеев) - архиепископ Калининский и Кашинский 1899-1968 г.г.
ШАВРОВ Александр Николаевич, - протоиерей, умер в 1854 году. (жития 54 года) Был законоучителем 1-го Московского кадетского корпуса.
МАЛИНИН Василий Алексеевич, - протоирей.Священнодействовал при Московской Введенской в Барашах церкви с 6 августа по 16 февраля 1879 г.
РУМЯНЦЕВ Алексей Васильевич, - иерей. Умер в 1895г. 60-ти лет
УВАРОВ Яков Лаврович, протоиерей 1820 - 1885 г., на 66-м году
Сын дьячка Московской епархии. В 1870 году награждён бархатной скуфейкой за участие в строительстве колокольни. Имел наперстный крест в память войны 1853 - 1856 гг.
УВАРОВ Сергей Яковлевич, протоиерей 1844 - 1918 июня, 74-х лет
Был настоятелем церкви «Всех скорбящих Радость» с 1889 по 1917 год.
УВАРОВ Сергей Сергеевич, - священник, умер в 1952 г., 72-х лет
Один из сыновей Уварова Сергея Яковлевича, был сначала псаломщиком в церкви «Всех скорбящих Радость» на Калитниках, состоял учителем Николо-Студеницкой церковно-приходской школы.
УВАРОВ Сергей Яковлевич, - Протоиерей (в ограде Уваровых) умер в 1943 г.
ЦАРЕВСКИЙ Александр Яковлевич, - Протоиерей 1888 - 1957 гг.
ВЕТВИЦКИЙ Зиновий Григорьевич, - Протоиерей 12 11 1895 - 03 04 1979
ШАВРОВ Николай Фёдорович, - Священник Умер в 1830 г.
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Виктор Алексеевич, священник (даты стёрты временем)
ДРУГАНОВ Евгений Алексеевич, - Протоиерей 1888-1962 гг
ЗЕРЦАЛОВ Александр Григорьевич, - Протоиерей - 04 06 1944 г.
Введенский Владимир Александрович, - Протоиерей, 1984 гг. Обновленец.
Введенский Александр Александрович, - Диакон 1913-1988 гг. Обновленец, но впоследствии отрёкся от обновленчества, до конца жизни служил в храме «Всех скорбящих Радость» на Калитниках.
Введенский Александр Иванович (1889 - 1946) – основатель обновленчества, самозваный митрополит. Главный лидер и самый значительный обновленческий теоретик. Начал свою деятельность в предреволюционные годы, а затем стал центральной фигурой обновленчества, являлся связующим звеном между дореволюционным реформаторским «новоправославным» движением и обновленческим расколом.
Родился в 1889 г., в семье учителя латинского языка, вскоре ставшего директором гимназии. Из родословной: дед Андрей был псаломщик в Новгородской епархии (по слухам – крещённый еврей из кантонистов), человек необузданный, к концу жизни спился, погиб при переходе реки Волхов по тонкому льду. Его сын Иван Андреевич получил в наследство от отца духовную фамилию и ярко выраженную иудейскую внешность, необузданный пылкий нрав и блестящие способности. Дослужился до звания Действительного Статского советника, ликовала вся семья: Введенские юридически причислялись к благородному русскому дворянскому сословию. По окончании гимназии Александр Иванович поступил в Петербургский университет, на филологический факультет, где также преподавали и философию. В 1911 году появляется первая статья о причинах неверия русской интеллигенции, которое, по его мнению, зиждется на двух факторах: кажущемся несоответствии религии и науки и губительной испорченности духовенства. Отсюда две линии, по которым затем направится дятельность будущего идейного вождя обновленчества: апологетика и реформаторство. В 1813 году окончил университет и экстерном Петербургскую Духовную Академию. Широко развернулся со своими реформаторскими идеями обновленчества при поддержке большевиков в первые послереволюционные годы.
ФЕДЮНИН Михаил Григорьевич, - Протоиерей Умер в 1991 г.
(Клирик Московской епархии, в последние годы внештатный клирик Антиохийского подворья)
МАЛЮШИЦКИЙ Георгий Игоревич, - Диакон Умер 30 11 1979 г.
ФАЮТКИН Иван Демьянович, - Диакон Умер 25 09 1937 г.
Служил в Николо-Дербентской церкви, что в Уланском Переулке близ мясницких ворот
БОГОЛЕПОВ Иоанн Алексеевич 23 02 1868 - 08 12 1881
КАПТЕРОВ Павел Николаевич Профессор 1889 - 1955 гг
ЮШКЕВИЧ Валентин Серапионович Протоиерей 24 08 1936 - 02 10 1996
ШМАКОВ Геннадий Валентинович Настоятель храма «Всех Скорбящих Радость» на Калитниках, протоиерей 16.06.1938 – 06.06.1999 г.
Известные деятели искусств, науки, культуры, герои Великой Отечественной Войны, покоящиеся на Калитниковском кладбище:
Рядом с Храмом, справа от паперти установлен обелиск в память воинов района, погибших на фронтах Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 г.г.
Григорьев А.Г. - выдающийся архитектор, надворный советник и кавалер (1782-1868), до 22 лет был крепостным, учился у И.Д.Жилярди, затем в Кремлёвской архитектурной школе. Виднейший представитель московского ампира. Среди творений А.Г.Григорьева - церковь Большого Вознесения у Никитских ворот (где впоследствии венчался А.С.Пушкин), церкви на Ваганьковском и Пятницком кладбищах.
Богомолов И.С. - архитектор (1841-1886) выпускник Строгановского училища и Петербургской академии.
Фальк Р.Р.- известный художник, профессор живописи (1886 – 1958),
Турчанинова Е.Д. - народная артистка Советского Союза актриса (1870 – 1963), создавшая блестящие образы героев А.Н.Островского и других драматургов на сцене Малого Театра.
Озеров Н.И. - композитор и дирижёр (1892-1972)
Зарин Д.И. - хормейстер, (1862-1925) основатель Всероссийского общества хорового пения
Копцов В.С. - художник (1904-1958)
Романов Н.К. - художник (1922-1967)
Фетисов М.И. - писатель, (1907-1960)доктор филологических наук
Герои Советского Союза:
Закарко Н.Т. - генерал-лейтенант (1907-1969)
Климов М.И. - (1924-1984)
Кузьмичёв В.Ф. - (1913-1982)
Мастерков А.Б. - ст. лейтенант, лётчик (1921-1945). Погиб в воздушном бою.
Шерстов Н.И. - (1925-1983)